«…Школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть,
став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое
появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
В.А.Сухомлинский
Основной целью дошкольного образования является разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. При этом следует помнить, что научить ребенка читать, писать и считать, не является целью дошкольного образования.
Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.
Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.
Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.
Задачи дошкольного образования можно сформулировать следующим образом:
• приобщать детей к здоровому образу жизни;
• обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
• развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
• включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
• формировать знания об окружающем мире;
• стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.
Задачи начального школьного образования:
• формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
• развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
• формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
• развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Содержательные компоненты преемственности:
Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.
Направления реализации преемственности:
1. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами может включать:
• установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;
• взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и начальной школы;
• совместные педагогические советы по вопросам преемственности;
• совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей учреждения дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе;
• семинары-практикумы;
• взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).
• изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Работа с детьми может включать:
• организацию адаптационных занятий с детьми старшей группы в рамках школы будущего первоклассника;
• организация экскурсий по школе;
• комплексные занятия по мотивационной готовности к обучению в школе;
• проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольного возраста, направленные на изучение познавательных и мотивационноволевых качеств личности;
• совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей может включать:
• совместное проведение родительских собраний;
• проведение дней открытых дверей в школе «Давайте познакомимся»;
• посещение уроков и адаптационных занятий родителями;
• открытые занятия;
• консультации воспитателей, учителей начальных классов;
• привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Эффективны в работе с родителями различные формы работы:
консультации на темы «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников» и др., лектории в рамках школы будущего первоклассника, родительские собрания «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи», «Компоненты психологической готовности к обучению в школе», «Распорядок дня первоклассника» и др.