Страничка руководителя физического воспитания

В здоровой семье - здоровые дети

 

Уважаемые родители! Помните!
Здоровая семья — это крепость, в которой ребенок чувствует себя
защищенным! Это гнездо, в котором ему спокойно и уютно. Семья, родители
должны удовлетворить многие жизненно-важные потребности ребенка, должны
многому научить детей. Ребенок — это пластилин, что из него вылепишь — то и
будешь иметь! Это чистая доска, что напишешь, — то и останется на всю жизнь! В
здоровой семье —здоровый ребенок! В больной семье — больной!

Рекомендации родителям о здоровом образе жизни ребёнка
Дорогие взрослые! Вашему ребёнку как воздух необходим режим дня,
разумно составленный, соответствующий возрастным особенностям. То, что
ребёнок привыкает в одно и то же время есть, спать, активно действовать, создаёт
благоприятные предпосылки для его всестороннего развития.
Режим дня должен быть достаточно гибким. В зависимости от условий
(домашних, климатических, от времени года, индивидуальных особенностей
ребёнка) он может меняться, но не более чем на 30 минут в ту или иную сторону.
После зарядки ребёнку необходимо принимать водные процедуры
(закаляться водой). Начинать надо с самых простых процедур: умывания,
обтирания, потом перейти к обливанию, к прохладному душу, а можно и к более
сложным — купанию в бассейне или открытом водоёме.
Очень полезно совмещать закаливание воздухом и водой (непосредственно
за воздушной ванной проводится водная процедура). В летнее время утренняя
прогулка обязательно заканчивается умыванием с обтиранием, обливанием, душем
или купанием.
Снижать температуру воды надо постепенно — с учётом возраста вашего
ребёнка, состояния его здоровья, характера процедуры. Проводить процедуры
следует систематически, примерно в одни и те же часы, предварительно хорошо
настроив ребёнка. В качестве местных закаливающих процедур используются:
умывание, обтирание по пояс, мытьё рук и обливание, игры с водой, «топтание в
тазу».
Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – все больше
«молодеет». Она отмечается не только у детей старшего возраста, но все чаще у
младших школьников, дошкольников и даже у совсем маленьких детей.
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и
поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания
детей, от уровня их двигательной подготовленности, индивидуальных
особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего
организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются
жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Физическая
культура занимает ведущее место в воспитании детей и немалая роль в
приобщении детей с раннего возраста к здоровому образу жизни ложится на плечи
родителей.
Для снятия возбуждения перед сном, можно использовать аром лампу с
маслом лаванды (2-3 капли). Посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно
погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра все
будет хорошо, все у него получиться, что он умный и добрый.
Следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным (он должен полежать в
кровати не менее 10 минут; ставить будильник в изголовье детской кроватки
противопоказано).
Проводить с ребенком водные гигиенические процедуры, а после
проветривания комнаты - утреннюю гимнастику под музыку.
Перед завтраком дать ребенку выпить стакан фруктового или овощного сока.
Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами и
микроэлементами, белками, легкими углеводами, витаминами.
В период риска заболевания ОРВИ давать, в виде добавки к супам, чеснок и
зеленый лук.
Обеспечивать ребенка одеждой из натуральных волокон, чтобы она
способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену.
Нужно убедительно сказать ребенку, что после физкультуры, необходимо
снять спортивную майку и надеть сухую, сменную.
Предупредить ребенка, что сразу после физкультуры нельзя пить холодную
воду.
Совместный активный досуг:
1. способствует укреплению семьи;
2. формирует у детей важнейшие нравственные качества;
3. развивает у детей любознательность;
4. приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней
бережное отношение;
5. расширяет кругозор ребенка;
6. формирует у ребенка первичные представления об истории родного края,
традициях, культуре народа;
7. сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями,
чувствуют причастность к общему делу).
Проводя совместно досуг, у родителей и детей возникает тот духовный
контакт, о котором многие родители только мечтают.

Семейный кодекс здоровья.
1. Каждый день начинаем с зарядки.
2. Просыпаясь, не залеживаемся в постели.
3. Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.
4. В детский сад, в школу, на работу – пешком в быстром темпе.
5. Лифт – враг наш.
6. Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем!
7. При встрече желаем друг другу здоровья (Здравствуй!)
8. Режим – наш друг, хотим все успеть – успеем!
9. Ничего не жевать сидя у телевизора!
10. В отпуск и выходные – только вместе!

Подготовил руководитель физического воспитания
Сушкевич И.Н.

свернуть

Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой

 

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам
нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем
случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или
превращать занятия в скучный урок. Дошкольники еще не испытывают потребности
учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим тренировки должны проходить в
форме игры – тогда ребенок все время будет находиться в прекрасном настроении.
Постепенно вовлекайте ребенка во все новые виды игры и забавы, систематически
повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения.
Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он
крепкий, ловкий, сильный, сколько он умеет, что он уже сам покажет.
Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его
умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно
у ребенка развиваются уверенность в своих силах и стремление учиться дальше,
осваивая новые, более сложные движения и игры.
Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого
негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более
благоприятные условия. Некоторые полные дети не любят заниматься потому, что
им тяжело двигаться, они склонны к лени. Таких детей следует лечить с помощью
диеты и всячески стремиться привлечь к занятиям, чтобы они не отставали в
двигательном развитии. Кроме похвалы, поощрением для них может служить и
убедительные объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой.
Чем и как заниматься?
Прежде всего, взрослый должен точно знать, какое упражнение он хочет
разучить с ребенком, как будет его выполнять и чего хочет этим достичь. Каждое
упражнение и каждая подвижная игра имеет свою задачу, цель, значение; в связи с
этим они подразделяются на несколько групп.
В первую группу входят упражнения, направленные на выработку правильной
осанки, правильного положения головы, плеч, других частей тела. Упражнения
такого рода называются оздоровительными; именно эти движения способствуют
правильному физическому развитию. При выполнении этих упражнений
необходимо уделять особое внимание правильному их выполнению, чтобы добиться
требуемого распрямления спины, растягивания соответствующих мышц. Родители,
прежде всего, должны продемонстрировать упражнения ребенку, а затем помочь
ребенку освоить новое движение. При выполнении любого упражнения этой группы
требуется помощь и неназойливое наблюдение со стороны родителей, чтобы
отдельные позы и положения были правильными.
Во вторую группу входят упражнения, содержащие элементы акробатики. Они
направлены на развитие ловкости, гибкости и быстроты реакции и выполняются со
страховкой. Чтобы обеспечить полную безопасность при выполнении этих
движений, взрослые должны быть очень осторожны и внимательны.
Поскольку родители заинтересованы в том, чтобы развить у ребенка смелость,
умение преодолевать страх, вызываемый необычным положением тела или
быстрыми изменениями поз, следует терпеливо учить его ориентироваться в
необычных положениях, пока он не преодолеет боязнь и не будет с радостью
повторять акробатические упражнения.
К третьей группе относятся подвижные игры, в которых используются
ходьба, бег, прыжки, лазанье и броски. Для того, чтобы эти естественные движения
были притягательными для детей, их объединяют игрой с простыми правилами.
Таким образом, ребенок учится соблюдать определенные правила,
дисциплину, а также и умению сосредотачиваться. Необходимо учить так же и
умению проигрывать. Для проведения игр нужен коллектив: ребенок играет с
родителями или же со старшими братьями и сестрами.
В четвертую группу входят упражнения с использованием различных
предметов, снарядов на свежем воздухе или в помещении. Сюда относятся,
например, ходьба по приподнятой и наклонной плоскости, лазанье по лесенке и
гимнастической стенке, подлезании под различными препятствиями,
перепрыгивание через препятствия. Здесь необходимо соблюдать принцип
постепенного повышения требований к детям. Особенно важна изобретательность
родителей, которая поможет в обычных условиях смастерить для детей различные
интересные преграды для перелезания, перепрыгивание и раскачивания, которые
обогатили бы запас движений ребенка. Желательно ежедневно подготавливать для
ребенка в квартире увлекательную дорожку препятствий, чтобы он мог
поупражняться на ней в ловкости, быстроте реакции, закрепить различные
движения. На природе подобные дорожки можно легко соорудить с помощью
веревок, досок.
Дети преодолевают дорожку препятствий самостоятельно, стараясь сделать
это как можно лучше. В этих упражнениях важна не столько точность выполнения,
сколько быстрая адаптация к необычным условиям.
Пятую группу составляют музыкально – ритмические упражнения, которые
воспитывают у детей грациозность, осознанное выполнение движений и сочетание
движений с ритмом стихов, песенок, музыки. Ребенок вначале учится слушать
музыку и понимать ее характер, а затем непринужденно соединяет движение с
музыкой. Родители должны уметь спеть детскую песенку, сыграть простую
мелодию в нужном ритме на музыкальном инструменте. Если ребенок движением
может подчеркивать ритм и характер музыки, как бы вживаясь в нее, он получает
большие преимущества для дальнейшего обучения игре на музыкальном
инструменте, танцам, пению. Умение слушать музыку полезно в любом возрасте.
Систематические занятия любым видом спорта развивают силу мышц,
выносливость, быстроту и ловкость.
Однако «вес» этих качеств в разных видах спорта различен. Вот почему для
занятий тем или иным видом спорта необходим предварительный совет со
спортивным педагогом и врачом. При этом учитывают состояние здоровья и
характер физического развития школьника, а также возможное влияние на развитие
его организма тренировочных занятий.
Младшим школьникам можно рекомендовать некоторые виды спорта, а
именно те, которые развивают ловкость, гибкость и координацию движений,
предусматривают равномерную и умеренную нагрузку на возможно большую
группу мышц тела, например: фигурное катание, художественная гимнастика,
плавание и др.
И еще одно замечание: занятия спортом должны проводиться под
руководством тренера.
Но самым главным критерием спорт ориентации остается характеристика
двигательных особенностей. Способен ребенок бегать очень быстро, но без устали –
ему всегда найдется в легкой атлетике занятие по душе. Также важна реакция.
Словом, возможности приобщения детей к спорту велики. Они будут расти из
года в год. Долг родителей – использовать эти возможности на благо воспитания
всесторонне развитого человека.

Как обеспечить безопасность занятий?
Каждое движение, которое вы выполняете с ребенком, должно быть
правильно выбрано и хорошо выполнено, возможность какого-либо ущерба для
здоровья должна быть полностью исключена. Конечно, очень важно обеспечить
безопасность, страховку и помощь ребенку, но в то же время неоправданно и
излишняя боязливость, которая мешает ребенку стать самостоятельным. Обратите
внимание на основные правила безопасности, которые следует соблюдать при
воспитании у ребенка смелости.
1. Поднимая ребенка, никогда не держите его только за кисти – обязательно
целиком за предплечье, поскольку кости и мышцы запястья еще недостаточно
окрепли. Наиболее безопасно поддерживать ребенка за бедра. При выполнении
акробатических упражнений очень важны положения рук взрослого,
предохраняющие позвоночник от неправильного изгиба и голову от неудачного
поворота или удара. Все эти захваты должны основываться на скрупулезном знании
возможностей вашего ребенка.
2. Новое упражнение осваивайте медленно и постоянно поддерживайте
ребенка, чтобы он испытывал чувство уверенности.
При дальнейшем повторении можно ускорить темп упражнения и постепенно
исключить всякую помощь ребенку, чтобы он как можно скорее выполнил это
упражнение самостоятельно. Постоянно подстраховывайте его.
3. Учите ребенка быть внимательным на занятиях, чтобы он сам заботился о
безопасности. Стремитесь предотвратить опрометчивость и небрежность ребенка.
4. Длительное удержание трудных поз в раннем возрасте недопустимо. Лучше
несколько раз повторить упражнение.
5. Вис только на руках в дошкольном возрасте опасен, поскольку он дает
чрезмерную нагрузку на суставы и весь плечевой пояс.
6. При обучении лазанью, не разрешайте ребенку залезать выше того уровня,
на котором можете его достать.
7. Никогда не используйте для соревнования наиболее опасные упражнения.
Всегда выполняйте их медленно и сосредоточенно.
8. Избегайте упражнений, при которых ребенок излишне прогибается в
поясничном отделе, так как большинство детей как раз нуждаются в выпрямлении
этой части позвоночника.
Хочется надеяться, что у родителей проснется интерес к гармоничному
развитию личности ребенка, с тем, чтобы они сами активно занимались с ними
физкультурой и таким образом способствовали укреплению взаимоотношений в
семье, воспитанию любви и уважения детей к родителям. Наукой доказано, что
совместные занятия физическими упражнениями родителей с ребенком являются
источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь.
Естественно, не каждый из малышей станет чемпионом, но каждый
обязательно должен вырасти крепким и здоровым. Когда люди говорят о счастье,
они, прежде всего, желают друг другу здоровья. Так пусть дети будут здоровыми и
счастливыми. А это значит, что здоровыми и счастливыми будем мы все.

Подготовил
руководитель физического воспитания
Сушкевич И.Н.

свернуть

Спортивная форма на занятиях по физической культуре

 

Для полноценных занятий физической культурой в детском саду необходимо создать комфортные условия для ребенка. К этому можно отнести: как наличие специального инвентаря, так и профессиональных знаний, умений и навыков педагога; как правильное освещение, так и соответствующая форма одежды детей.
Почему же так важно наличие спортивной формы для занятий? Дело в том, что подбор одежды и обуви отражается на работоспособности, поэтому спортивная форма должна соответствовать определенным гигиеническим требованиям. Спортивная одежда должна поддерживать оптимальное тепловое равновесие организма во время занятий физическими упражнениями и спортом, обеспечивать эффективную спортивную деятельность, защиту от травм и механических повреждений. Она должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать росту и полноте ребенка.Важное значение имеют материалы, из которых изготовлена одежда. Эти материалы должны быть воздухопроницаемы, гигроскопичны, должны обладать мягкостью, быть
эластичными.
Воздухопроницаемость обеспечивает поддержание теплового баланса с окружающей средой и удаление из-под одёжного пространства влаги и кожных выделений. Воздухопроницаемость одежды обеспечивает необходимую вентиляцию под одёжные пространства. При недостаточной вентиляции ухудшается самочувствие и работоспособность. Хорошей воздухопроницаемостью обладают пористые, суконные, трикотажные ткани.
Гигроскопичность— свойство тканей адсорбировать на своей поверхности пары из окружающего воздуха, поглощать пот и влагу. Это особенно важно для обеспечения нормального теплообмена. Высокая гигроскопичность материалов позволяет поглощать испаряющийся пот с поверхности кожи во время выполнения спортивных упражнений, одновременно сохраняя на достаточном уровне теплозащитные свойства. Хорошую гигроскопичность имеют и трикотажные изделия из натуральных волокон. Мягкость или жесткость ткани имеют важное гигиеническое значение.
Степень жесткости при изгибе оценивается обратной величиной — гибкостью. Гибкость тканей зависит от переплетения и плотности. Трикотаж обладает наибольшей гибкостью, так как нити полотна не фиксированы и подвижны относительно друг друга.
Современная спортивная одежда, как правило, изготавливается из эластичных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению. Одежда физкультурника обычно состоит из футболки и хлопчатобумажных трикотажных шорт. Спортивная форма должна храниться в отдельном тканевом мешке, должна быть подписана, для удобства детей и воспитателей. Родитель обязан следить за чистотой спортивной формы ребёнка и своевременно стирать её, это важно с точки зрения гигиены. Негигиенично пользоваться спортивной одеждой в повседневной жизни.
Гигиенические требования к спортивной обуви во многом совпадают с требованиями к спортивной одежде. Спортивная обувь должна быть удобной, легкой, прочной, мягкой и эластичной. Материалы обуви должны быть прочными, с хорошей воздухопроницаемостью. Конструкция и материал обуви при носке должны обеспечивать оптимальный микроклимат вокруг ног ребёнка. Если гигиенические свойства обуви неудовлетворительны, выделяемая стопой влага не выводится наружу, она накапливается на поверхности стопы и внутри обуви, вызывает намокание внутренней части обуви, прилипание ее к поверхности стопы, что приводит к расстройству функций потовых желез. Важное значение имеет форма спортивной обуви. Она должна равномерно облегать стопу,
фиксировать ее форму, не сдавливать мягкие ткани стопы; не причинять боли как в состоянии покоя, так и при движении; не ограничивать движения в суставах, а также обеспечивать максимальную свободу движений. Материалы спортивной обуви должны обладать способностью принимать и сохранять форму стопы под влиянием внешних воздействий без значительных изменений внутренней формы и внешнего вида. Весьма важно полное соответствие обуви размерам стопы. Так, ограничение подвижности пальцев стопы в обуви с зауженной носочной частью
приводит к большим усилиям при беге, уменьшению устойчивости.
Недостаточная длина обуви приводит к сгибанию пальцев стопы, к натиранию их обувью. В чрезмерно свободной обуви стопа теряет устойчивость, может подвергаться повреждениям связочного аппарата и суставов. Родителям необходимо учитывать то, что дети быстро растут, и если в начале учебного года обувь ребёнка была ему в пору, то спустя полгода, чешки могут стать ребенку малы, и будут доставлять большой дискомфорт при движении.
Важно помнить, что спортивная форма для занятий необходима не только с точки зрения гигиены, это ещё и важный фактор безопасности детей во время занятия. Спортивная форма не стесняет и не ограничивает движения детей. Она не создает ситуаций, опасных для здоровья ребят во время совместной деятельности. Правильно подобранная спортивная обувь сохранит ноги ребенка
здоровыми, а также убережет его от падения на гладком полу. Наличие формы позволяет ребёнку чувствовать себя комфортно и в психологическом плане.Надевая спортивную форму, ребенок настраивается, внутренне готовиться к предстоящей деятельности, что повышает эффективность физических нагрузок. Также спортивная форма помогает ребенку социализироваться, почувствовать свою сопричастность к общему делу. Благодаря спортивному
костюму и спортивной обуви у ребенка создается представление о том, что для определённых видов деятельности необходима специальная одежда. А если эта одежда еще и красива, аккуратна и опрятна это создаёт предпосылки для развития эстетического восприятия совместной деятельности.
Что в себя включает спортивная форма в детском саду:
Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических,
дышащих материалов, без надписей и декоративных элементов,
отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей групп были
футболки определенного цвета. Это вырабатывает у детей командный дух
при проведении эстафет и спортивных праздников.
Шорты. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен. Многие
дети приходят на занятие в бриджах, джинсах, что мешает им выполнять
основные виды движения, такие как наклоны, приседания, прыжки, бег,
упражнения на растяжку и т.д.
Спортивная обувь на прорезиненной подошве, кроссовки не
объёмных размеров. Она не скользят при выполнении упражнений. Обувь должна
соответствовать размеру ноги ребенка. Многие родители приобретают своим
детям обувь «на вырост», что повышает травмоопасность во время занятий, т.к.
слетая с ноги способствует тому, что дети налетают друг на друга, например, во
время бега, вследствие того, что хозяин остановился, чтобы ее надеть.
Носочки. Носки должны быть не тёплые, предназначенные для
частых стирок. Желательно подобрать их по цвету под физкультурную форму и
иметь сменную пару.
После занятий в спортивном зале, дети возвращаются в группу и
переодеваются, снимая с себя спортивную форму, и одевают чистую, сухую
одежду, благодаря чему снижается риск простудных заболеваний в холодную,
ветреную погоду. А детям это действие позволяет почувствовать себя взрослым и
самостоятельным.
Таким образом, такой несущественный, с точки зрения некоторых
родителей момент, как спортивная форма помогает ребенку сохранить здоровье, а
также гармонично развиваться в художественно-эстетической области, в
познавательной области, в социально-коммуникативной области, и конечно же,
совершенствоваться в физическом развитии.
Давайте приучать детей к спорту вместе!


Подготовил руководитель физического воспитания
Сушкевич И.Н.

свернуть
поделиться в: